© 2018 Центр традиционной тульской керамики

Традиционное керамическое производство города Тулы
ИСТОРИЯ 

ТУЛЬСКАЯ КЕРАМИКА

Тула - город не только  пряника и оружия, но и керамики. Об этом напоминают исторические названия "Большие и малые гончары", "гончарная слобода", "глинища" .В городе Тула керамику делали  всегда, а начиная с 16 века керамика стала крупным производством по объемам сопоставимым с производством  оружия. Тульские "кирпичники"  при царе Алексее Михайловиче  были значимым сословием. И только в конце18 века  строительство казенных оружейных заводов оттеснило керамический промысел на перифирию.

Но никогда не прерывалась в Туле традиция изготовления  строительной и бытовой керамики, предметов украшения интерьера, изразцов, гончарных изделий и глиняной игрушки

История керамического производства в Туле насчитывает пять веков.

Уже в конце XVI в. за стенами Тульского кремля  строили горны для обжига строительной и бытовой керамики. Активное строительство в XVII в. способствовало усилению сословия "кирпичников".

Керамический промысел является традиционным занятием жителей Тулы   по крайней мере с начала 16 века. В 17-18 веках производство керамических изделий становится массовым, по объемам сравнимым с оружейным. 

Тульскими керамистами изготавливалась гончарная утварь, игрушка, изделия хозяйственно-бытового назначения, строительная керамика и конечно изразцы различных видов.

Эти данные введены в научный оборот как результат  уникального открытия: в 2013 году тульской археологической экспедицией (руководитель раскопок А.Воронцов) было обнаружено  историческое  производство  керамики.  

В ближнем Заречье на площади  более 4000 кв. метров было найдено более 38 горнов 17-18 веков. Это один из самых крупных объектов позднесредневекового гончарного производства, изучаемого историками в нашей стране.  Близость воды, глинища (залежей материала) и высокая потребность в изделиях способствовала развитию керамического промысла в 17-18 веках.

Помимо огромного количества изделий разной стадии производства были найдены все элементы технологического процесса изготовления керамики, в т.ч. очень редкие и даже уникальные.


ТУЛЬСКИЙ ИЗРАЗЕЦ

Изразцы в Туле – часть исторического производства керамики, существовавшего с XIV века и включавшего также гончарные изделия, глиняную игрушку и строительную керамику.
 В Туле изготавливали изразцы всех видов: муравленые (одноцветные зеленые); ценинные или полихромные (покрытые цветными глазурями), гладкорасписные или барочные (с синим или многоцветным рисунком по белой глазури).
Известно, что тульскими и калужскими изразцами были облицованы печи в летнем дворце Анны Иоановны – Анненхофе.
Множество найденных матриц изразцовых форм и самих изразцов дали возможность для изучения и восстановления традиций изготовления этого вида керамики в Туле. В настоящее время производство тульских изразцов восстанавливается. ООО «Сувенирная лавка и М», Частное учреждение культуры «Центр традиционной тульской керамики» и ряд мастеров работают в этом направлении.
Елена Палевская   исследует  и создает  рельефные изразцы. 

В 2013 году Наталья Худова восстановила в Туле технику гладкорасписного изразца. В настоящее время в этой технике работают не более двух десятков мастеров по всей России.
Изразцовый декор – удачное решение в интерьере, всегда актуальное и придающее дому индивидуальность. Современные элементы изразцового декора можно применять не только для отделки печей или каминов, но и для оформления откосов, дверных и оконных проемов, в кухонных фартуках, на лестницах, как декоративные вставки во внешние элементы частных домов, использовать как картины в интерьере.

На основе традиционных изразцовых сюжетов и техник сегодня создаются сувенирные изделия, которые являются хорошим подарком, напоминающим туристам о посещении Тулы.

 

ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Керамическая игрушка всегда сопутствует любому керамическому производству. В России сохранились и  известны многочисленные промыслы  керамической игрушки (филимоновская, дымковская, каргопольская, абашевская, скопинская, плешковская, кожлярская и многие другие), которые возникли в местах  гончарного промысла.  В начале ХХ века  потребность в гончарной посуде сокращалась, взамен в быту  стали использовать фаянс массового заводского производства. Производство игрушки, сохраняемое женщинами, выделялось в отдельные промыслы. 

ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Гончарная часть производства в Туле традиционна для  России.  Изготавливался весь ассортимент   хозяйственной посуды традиционных форм, 

Декор  посуды был различен и менялся со временем.  До 16 века включительно основная часть изделий  была чернолощенной (глину зашлифовывали для уплотнения черепка - лощили и затем обжигали  в безкислородной среде в результате чего  содержащиеся в  глине оксиды  восстанавливались, превращая керамический  черепок  в черный). С 17 века  активнее стали использовать  поливы (низкотемпературные глазури).  Отличительной чертой тульской керамики является роспись ангобом - цветной глиной ( чаще - красной глиной по светлому черепку).

С распространением гладкорасписного изразца в конце 18 века дорогую посуду расписывали наподобие изразцов, подражая манере, которая к тому времени получила широкое развитие в селе Гжель около Москвы. 

Гончарное производство в Туле никогда не прекращалось. Сегодня тульские  гончары работают как и их предки.

СТРОИТЕЛЬНАЯ КЕРАМИКА,
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Активное строительство южного рубежа Москвы позволило развиваться строительной керамики. Одно из названий тульских мастеров керамики - кирпичники. Помимо  собственно красного кирпича кустарно делались части труб, черепица и многое другое.  

В большом количестве делались трубки-сопла для мехов, используемых в кузнечном и металлургическом производстве.

Керамика была пригодна для изготовления  многих предметов полезных в быту: грузил, частей несложных бытовых приспособлений типа ручных мельниц и т.п.  Особые свойства тульской глины ( белый черепок, возможность вылепить сложные формы) делала ее интересным материалом для различных задач.  Не гончарным способом из нее делались декоративные украшения и фигурки (например, накладки на двери или на стены в виде голов львов и т.п.),  вылеплялись хозяйственные изделия (подсвечники, солонки, чернильницы).  Эти примеры приведены, поскольку  имеются предметы, найденные в раскопках. Разумеется  возможности  тульских мастеров были гораздо шире.