Традиционное керамическое производство города Тулы
ИСТОРИЯ
ТУЛЬСКАЯ КЕРАМИКА
Тула - город не только пряника и оружия, но и керамики. Об этом напоминают исторические названия "Большие и малые гончары", "гончарная слобода", "глинища" .В городе Тула керамику делали всегда, а начиная с 16 века керамика стала крупным производством по объемам сопоставимым с производством оружия. Тульские "кирпичники" при царе Алексее Михайловиче были значимым сословием. И только в конце18 века строительство казенных оружейных заводов оттеснило керамический промысел на перифирию.
Но никогда не прерывалась в Туле традиция изготовления строительной и бытовой керамики, предметов украшения интерьера, изразцов, гончарных изделий и глиняной игрушки
История керамического производства в Туле насчитывает пять веков.
Уже в конце XVI в. за стенами Тульского кремля строили горны для обжига строительной и бытовой керамики. Активное строительство в XVII в. способствовало усилению сословия "кирпичников".
Керамический промысел является традиционным занятием жителей Тулы по крайней мере с начала 16 века. В 17-18 веках производство керамических изделий становится массовым, по объемам сравнимым с оружейным.
Тульскими керамистами изготавливалась гончарная утварь, игрушка, изделия хозяйственно-бытового назначения, строительная керамика и конечно изразцы различных видов.
Эти данные введены в научный оборот как результат уникального открытия: в 2013 году тульской археологической экспедицией (руководитель раскопок А.Воронцов) было обнаружено историческое производство керамики.
В ближнем Заречье на площади более 4000 кв. метров было найдено более 38 горнов 17-18 веков. Это один из самых крупных объектов позднесредневекового гончарного производства, изучаемого историками в нашей стране. Близость воды, глинища (залежей материала) и высокая потребность в изделиях способствовала развитию керамического промысла в 17-18 веках.
Помимо огромного количества изделий разной стадии производства были найдены все элементы технологического процесса изготовления керамики, в т.ч. очень редкие и даже уникальные.
ТУЛЬСКИЙ ИЗРАЗЕЦ
Изразцы в Туле – часть исторического производства керамики, существовавшего с XIV века и включавшего также гончарные изделия, глиняную игрушку и строительную керамику.
В Туле изготавливали изразцы всех видов: муравленые (одноцветные зеленые); ценинные или полихромные (покрытые цветными глазурями), гладкорасписные или барочные (с синим или многоцветным рисунком по белой глазури).
Известно, что тульскими и калужскими изразцами были облицованы печи в летнем дворце Анны Иоановны – Анненхофе.
Множество найденных матриц изразцовых форм и самих изразцов дали возможность для изучения и восстановления традиций изготовления этого вида керамики в Туле. В настоящее время производство тульских изразцов восстанавливается. ООО «Сувенирная лавка и М», Частное учреждение культуры «Центр традиционной тульской керамики» и ряд мастеров работают в этом направлении.
Елена Палевская исследует и создает рельефные изразцы.
В 2013 году Наталья Худова восстановила в Туле технику гладкорасписного изразца. В настоящее время в этой технике работают не более двух десятков мастеров по всей России.
Изразцовый декор – удачное решение в интерьере, всегда актуальное и придающее дому индивидуальность. Современные элементы изразцового декора можно применять не только для отделки печей или каминов, но и для оформления откосов, дверных и оконных проемов, в кухонных фартуках, на лестницах, как декоративные вставки во внешние элементы частных домов, использовать как картины в интерьере.
На основе традиционных изразцовых сюжетов и техник сегодня создаются сувенирные изделия, которые являются хорошим подарком, напоминающим туристам о посещении Тулы.
ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Керамическая игрушка всегда сопутствует любому керамическому производству. В России сохранились и известны многочисленные промыслы керамической игрушки (филимоновская, дымковская, каргопольская, абашевская, скопинская, плешковская, кожлярская и многие другие), которые возникли в местах гончарного промысла. В начале ХХ века потребность в гончарной посуде сокращалась, взамен в быту стали использовать фаянс массового заводского производства. Производство игрушки, сохраняемое женщинами, выделялось в отдельные промыслы.
ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Гончарная часть производства в Туле традиционна для России. Изготавливался весь ассортимент хозяйственной посуды традиционных форм,
Декор посуды был различен и менялся со временем. До 16 века включительно основная часть изделий была чернолощенной (глину зашлифовывали для уплотнения черепка - лощили и затем обжигали в безкислородной среде в результате чего содержащиеся в глине оксиды восстанавливались, превращая керамический черепок в черный). С 17 века активнее стали использовать поливы (низкотемпературные глазури). Отличительной чертой тульской керамики является роспись ангобом - цветной глиной ( чаще - красной глиной по светлому черепку).
С распространением гладкорасписного изразца в конце 18 века дорогую посуду расписывали наподобие изразцов, подражая манере, которая к тому времени получила широкое развитие в селе Гжель около Москвы.
Гончарное производство в Туле никогда не прекращалось. Сегодня тульские гончары работают как и их предки.
СТРОИТЕЛЬНАЯ КЕРАМИКА,
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Активное строительство южного рубежа Москвы позволило развиваться строительной керамики. Одно из названий тульских мастеров керамики - кирпичники. Помимо собственно красного кирпича кустарно делались части труб, черепица и многое другое.
В большом количестве делались трубки-сопла для мехов, используемых в кузнечном и металлургическом производстве.
Керамика была пригодна для изготовления многих предметов полезных в быту: грузил, частей несложных бытовых приспособлений типа ручных мельниц и т.п. Особые свойства тульской глины ( белый черепок, возможность вылепить сложные формы) делала ее интересным материалом для различных задач. Не гончарным способом из нее делались декоративные украшения и фигурки (например, накладки на двери или на стены в виде голов львов и т.п.), вылеплялись хозяйственные изделия (подсвечники, солонки, чернильницы). Эти примеры приведены, поскольку имеются предметы, найденные в раскопках. Разумеется возможности тульских мастеров были гораздо шире.
